Тарифы на ж/д перевозки
Железнодорожный транспорт имеет ключевое значение для экономики любого развитого государства, важность роли перевозок не подлежит ни малейшему сомнению. И не случайно, говоря о сети железных дорог, многие аллегорически сравнивают ее с системой кровоснабжения человеческого организма. Подобно тому, как циркуляция крови обеспечивает жизнедеятельность человека, железные дороги способствуют стабильному грузообороту, что, разумеется, ведет к процветанию и могуществу всего государства в целом. Обеспечивая своевременную доставку грузов, железная дорога является и одним из самых значительных поставщиков денежных средств для формирования бюджета страны. И важную роль в сбалансированном функционировании этой системы играют оптимальные тарифы на железнодорожные перевозки.
Вполне естественно, что для того, чтобы железнодорожные перевозки оставались выгодными для отправителей и получателей грузов, необходима отлаженная и гибкая политика в области формирования транспортных тарифов. Если цены на грузоперевозки будут неоправданно завышенными, то часть клиентов будет искать альтернативные способы доставки своих товаров и изделий. И наоборот, слишком низкие тарифы на грузоперевозки не позволят отрасли поддерживать режим рентабельного функционирования.
Особую роль перечисленные факторы приобретают в условиях сформировавшейся рыночной экономики. В подобных вопросах крайне важно учитывать не только интересы тех, в чьих интересах функционирует система железнодорожных перевозок, но и насущные потребности самой отрасли. Это значит, что помимо показателей рентабельности железнодорожных перевозок необходимо помнить и о том, что для обеспечения безопасной доставки грузов постоянно необходимы немалые вложения из бюджета. Сюда входит и обновление подвижного состава, и поддержание в рабочем состоянии путевого хозяйства, и расходы на охрану грузов в пути следования и на конечных станциях.
Цены на железнодорожные перевозки
Эта составляющая, как правило, вызывает неоднозначное отношение. Всегда находятся голоса, утверждающие, что на железнодорожные перевозки тарифы, и так неоправданно завышенные, имеют тенденцию к непредсказуемому росту. На самом деле те, кто допускает подобные высказывания, весьма слабо представляют себе механизм, формирующий стоимость перевозок по железной дороге.
С одной стороны, как уже упоминалось, исключительно сложная система функционирования железнодорожного транспорта нуждается в постоянном техническом обновлении. Здесь следует, кроме потребностей обновления парка подвижного состава и путевого хозяйства, учесть и ежедневную потребность отрасли в горюче-смазочных материалах и тому подобных вещах. Во многом тарифы на железнодорожные перевозки грузов формируются с учетом этих факторов.
При этом нужно принимать во внимание, что тарифы на грузовые железнодорожные перевозки практически всегда регулируются государством. Эта мера должна препятствовать неконтролируемому и необоснованному росту цен на перевозки по железной дороге и, в то же время, способствовать поддержанию самой отрасли на требуемом техническом уровне.
Путей решения проблемы существует несколько. Это и повышение качества услуг, предоставляемых железнодорожниками, внедрение передовых форм работы, изучение спроса на оказываемые услуги и расширение их перечня. Повышение конкурентоспособности железнодорожных перевозок нельзя себе представить без продуманного движения вперед. Именно для этих целей в любом развитом государстве происходит планомерная работа по приведению цен на железнодорожные перевозки к оптимальному значению.
Вполне естественно, что вопросы формирования тарифной политики на железнодорожные перевозки не обходятся без участия всех заинтересованных сторон. Руководство железнодорожного транспорта совместно с государством постоянно стремится в выработке адекватных и взвешенных тарифов, учитывающих интересы и железнодорожного ведомства, и тех, кто постоянно пользуется его услугами. Ведь не требует доказательства тот факт, что без поступательного и динамичного развития сетей железнодорожного сообщения немыслимо развитие экономической составляющей любого государства.